Статьи

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИИ «РОБОТОТЕХНИКА»

Л.П. Осипова,

Преподаватель робототехники

ГБОУ лицей №144

Санкт-Петербург

Одним из основных требований к занятиям робототехникой в рамках ФГОС является соблюдение здоровьесберегающих технологий. Вред, который может нанести компьютер ученику огромен, заболевания многочисленны и разнообразны. Поэтому занятия робототехникой должны быть построены технологично и грамотно, чтобы максимально уменьшить вред для здоровья растущего организма.

На занятиях робототехникой обучающиеся используют не только конструкторы Lego,тетради, учебники и ручки,  но и работают с компьютером. Симптомы последствий воздействия компьютера на ребенка очень разнообразны. Начиная с утомления рук, спины, плеч, болей в мышцах шеи, ног, головных и глазных болей; и заканчивая потерей внимания и ухудшением работоспособности. Поэтому преподаватель робототехники должен создавать необходимые условия для сбережения здоровья ребенка.

Здоровье сберегающие технологии включают в себя несколько компонентов.

Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Обеспечение оптимальных условий в кабинете информатики. Соответствующие условия регламентируются СанПиН: «Гигиенические требования к персонально электронно-вычислительным машинам и организация работы» (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10). В компьютерном кабинете должны быть специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, мониторы должны быть расставлены так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди. Влажность в кабинете должна составлять 50-60%, проветривать кабинет необходимо после каждого урока.

Чередование различных видов деятельности на уроке,чередование различных видов работ. Продолжительность непрерывной работы за компьютером зависит от возраста ребенка: 1 – 4 класс не более 15 минут, 5 – 7 класс 20 минут, 8 – 11 класс – 25 минут.

На занятиях нужно систематически проводить гимнастику для глаз, физкультминутки, выполнять упражнения для пальцев,  рук, плеч. Для снятия зрительной нагрузки во время работы за компьютером при первых симптомах усталости глаз учащимся рекомендуется выполнять следующее упражнение: отводить взгляд вдаль на несколько секунд. Преподаватель должен постоянно напоминать учащимся о правильной посадке, следить за положением рук, спины, ног.

Зарядка для глаз обязательно имеет свое место на занятиях робототехникой.

Примерный комплекс упражнений для глаз:


  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх - направо вниз и прямо вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 -5 раз.


Создание комфортного психологического климата, учет индивидуальных особенностей обучающихся, их темперамента, умение работать с различными группами обучающихся, использовать дифференцированный подход в обучении.

Необходимо создавать благоприятный эмоциональный климат на занятиях робототехникой. Чувство успеха при выполнении заданий, очень положительно влияет на здоровье детей. Проявление доверительного подхода к обучающимся, наличие на занятиях эмоциональной разрядки, создание ситуации успеха – оптимальные приемов создания положительных эмоций на уроке.

И последним, но немаловажным компонентов здоровье сберегающих технологий является формирование, пропаганда  здорового образа жизни. Если показывать обучающимся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать их постоянно заботиться о своем здоровье, систематически закреплять их на занятиях робототехникой, это должно стать для детей совершенно естественным и при работе за компьютеров в домашних условиях.

 

Усталости и перегрузок на занятиях робототехникой будет меньше, если будет чередоваться  и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце занятия, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению обучающихся, как на самом занятии, так и после него.

ЛИТЕРАТУРА


  1. http://www.rusedu.ru/detail_1413.html
  2. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
  3. http://shkola9rhev.ucoz.ru/publ/1-1-0-7 
  4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118
  5. http://festival.1september.ru/articles/211062/?numb_artic=211062 
  6. http://www.ychitel.com/menu%20to/pravo/pravo_3_3.html 
  7. http://comp-doctor.ru/ 
  8. http://www.schoolnet.by/~stankovo/index/Zdorovtehnol2008.doc