Статьи

Мониторинг как средство отслеживания эффективности образовательной и воспитательной деятельности педагога на примере работы руководителя объединения «Робототехника»

История нашей школы насчитывает более 40 лет. Благодаря высококвалифицированным педагогам и талантливым ученикам лицей №144 Калининского района поддерживает статус образовательного учреждения повышенного уровня с углубленным изучением предметов физико-математической направленности. Поэтому, неслучайно, большое внимание в Отделении дополнительного образования детей уделяется развитию технической направленности. Дополнительное образование детей опирается на содержание основного образования. Их интеграция позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития ребенка.

Какой ребенок не любит играть, особенно в Лего! Звездный войны, Хоббит, города и домики для Барби и многое-многое другое – это игрушки нашего времени. В последнее десятилетие широкое распространение в начальной школе получили ЛЕГО-технологии, которые позволяют осуществить плавный переход от игровой и предметной деятельности к деятельности учебной.

Одним из таких перспективных направлений  дополнительного образования является робототехника,которая приобретает все большее значение. Основой робототехники является практическая и продуктивная направленность знаний, позволяющая создавать условия для самовыражения и успеха обучающихся, формирование у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, реализации их творческого потенциала. Использование LEGO конструктора повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин: математики, информатики, естественных наук, технологии, развитии речи.

Работа в объединении «Робототехника» ведется по модифицированной программе «Легоробот конструирование». Курс образовательной робототехники позволяет объединить занятия конструированием и программированием, что способствует развитию познавательных интересов, интегрированию знаний по информатике и физике с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Обучающиеся создают модели роботов, программируют, работают исследователями, создают свои проекты. Конструирование позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой  проектной деятельности. Они учатся работать в команде, получая навыки сотрудничества.

Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности деятельности объединения «Робототехника» осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Цель мониторинга эффективности деятельности - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающим те виды дополнительного образования, которыми занят школьник.

Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность дополнительного образования по следующим показателям:

-включенность учащихся в дополнительное образование;

- результативность участия в мероприятиях различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

-  уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),

- уровень развития и сплочения  коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- уровень воспитанности)

- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью объединения.

В отличии от урочной деятельности в школе, где оценка уровня прохождения программы проводится по оценочной системе, в дополнительном образовании необходимо реализовывать совершенно другие подходы к определению результативности обучения.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Успехи ребенка при создании моделей на занятии, в состязаниях и конкурсах являются положительным результатом освоения программы. Ребята из объединения «Робототехника» представляют свои работы на конкурсах-выставках компьютерной открытки в Калининском районе. Это конкурс «Всегда вместе», «100 лет авиации России», «Олимпиада Сочи вчера, сегодня, завтра», районной недели техники в ЦВР, участие в международной олимпиаде по информатике «Бобер» (дипломы III степени), получают заслуженные дипломы. В 2013 году команда объединения «Робототехника» лицея  участвовала в городских состязаниях «Юный техник» и стали лауреатом. Также диплом лауреата в 2014г. был награжден Ляпин Дмитрий  на городском творческом конкурсе. В 2013,14 годах дипломами лауреата на таком же конкурсе были отмечены работы еще трех наших ребят. Все результаты сводятся в таблицу «Мониторинг достижений  обучающихся объединения «Робототехника»

Естественно, не все ребята принимают участие в районных и городских мероприятиях. Но их обучение в ОДОД также должно быть оценено. Для этого проводятся конкурсы и соревнования внутри лицея.

Используя знания, полученные по информатике, которая изучается с 1-го класса, ребята создают проекты в программах Paint, Microsoft PowerPoint, защищают их на занятиях, выступают с ними на научно-практических конференциях лицея. Особенно интересен был проект «Курьезы робототехники», в котором затрагивался вопрос современности «Какой друг лучше: живой или электронный?». И на примере японской собачки «Айбо» было доказано, что робот – это здорово, но друг должен быть настоящим. Практическая часть была представлена лего-роботом собакой, которая выполняла различные команды. Проект на конференции «Первые шаги» был удостоен призом «Зрительские симпатии».

Особенно важно для ребенка признание родителями его способностей. Большой популярностью в ОДОД пользуется День открытых дверей, на котором ребята с удовольствием демонстрируют родителям свои модели. К концу занятия родители из пассивных зрителей становятся активными участниками образовательного процесса и увлеченно с детьми конструируют модели и участвуют в соревнованиях.

Большую активность ребята проявляют на открытых занятиях в рамках районных и городских семинаров и конференций для учителей и педагогов. Ребята демонстрируют свое творчество,  защищают коллективные проекты «Галактический футбол» «Создание прообраза сказочного «Умного дома», решают алгоритмические задачи, разгадывают кроссворды и ребусы.

Диагностический инструментарий промежуточного контроля представлен тестами, мини-опросами, проводимыми во время занятий-практикумов, цифровыми, графическими и терминологическими диктантами, а также творческими заданиями: кроссвордами, а также мини-практическими: создание основных движущихся узлов и статичных каркасов моделей.

Результаты их деятельности оцениваются по 10-бальной шкале и заносятся в индивидуальную диагностическую карту «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Легоробот конструирование» После этого заполняется сводная диагностическая карта ««Учет достижений результатов обучающихся объединения «Робототехника». Из диаграммы видно, какова результативность обучения. Проводится анализ прохождения программы обучающимися.

При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех обучающихся объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы детского объединения.

Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности учащихся детского объединения, педагог должен определить следующее:


  • какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько — частично, сколько — не освоили совсем;
  • сколько детей стали за текущий учебный год призерами конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад;


сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;


  • каково количество обучающихся, переведенных на следующий этап обучения;
  • каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе;
  • каков характер взаимоотношений в группе (уровень конфликтности, тип сотрудничества).


Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных учащихся, но и проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

Разных занятий в школе немало.

Мои же дети - интеллектуалы.

Им для идеи не нужен индуктор – 

Они влюблены в Лего-конструктор!